Мы работаем с 1996 года
При поддержке фонда "Матери России против наркотиков"

Колесо сознания: культура и наркотики. Часть 4

Однако далеко не всегда происходит так, что наркотик подстраивается под потребности культурной эпохи. По законам бизнеса, для того чтобы реализовать уже имеющиеся в большом количестве препараты, на них нужно создать спрос. Так, в случае с наркотиками, искусственно создаются культурные проблемы.

Обратная сторона медали: как создается спрос

Рассмотрим этот вариант на примере захватившего планету детского заболевания СДВГ. По поводу серьезности или, наоборот, эфемерности СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности – ведутся споры в научных медицинских и педагогических кругах уже более 40 лет. К единому знаменателю современная наука в этом вопросе пока так и не пришла. А вот препараты «для лечения» появились довольно быстро и на легальной основе. Лекарственные средства Риталин и Аддерол создаются на основе амфетамина, их распространение и употребление запрещено на территории Российской Федерации. Широкое распространение этих препаратов для детей привело к ошеломляющим показателям: количество школьников США с диагнозом СДВГ увеличилось в период с 2003 по 2011 год на 43%. Маловероятно, что за эти восемь лет в США произошел такой всплеск заболеваний. А вот грамотный маркетинг и прием препаратов для профилактики – куда более правдоподобный сценарий. Как говорится, ничего личного, только бизнес.

Лорин Слейтер – современный психолог, философ и журналист – в своих книгах говорит о том, что количество диагнозов СДВГ и депрессивных состояний возрастает пропорционально культурным представлениям общества. Но и психотерапевты зачастую слишком вольно ставят диагнозы тех или иных психических расстройств и назначают препараты.

То есть, на примере СДВГ можно проследить, как сначала был сформирован социокультурный пласт, в котором гиперактивные дети считаются чуть ли не неполноценными, а затем внедрены лекарства для устранения искусственно созданных эффектов.

Аналогичным образом гормонозаместительная терапия (ГЗТ) при менопаузе, в процессе которой применялись вещества для повышения женских гормонов, увеличила сферы своего влияния, и включает как терапию для транссексуалов, так и замену гормонов у мужчин, что гипотетически может замедлить процесс старения.

Это стремление расширять использование стимуляторов очень четко показывает, как культура формируется под воздействием необходимости сбыта уже существующих препаратов.

Конечно, нельзя не учитывать, что этот процесс обоюдоострый и направлен в обе стороны. Симбиоз между химическими стимуляторами и культурными эпохами более чем очевиден. Будь то рейв-культура и ее неизменный спутник – экстази или современная культура стремления к продуктивности, взращенная, по иронии, на препаратах, предназначенных для подавления гиперактивности.

Наркотики формируют культуру

Получается замкнутый круг. Наркотики могут как отвечать на духовные запросы общества, так и сами формировать культуру вокруг себя. Нет простого объяснения, где и с чего начинается одно и заканчивается другое. Появилась ли субкультура рейв благодаря новому на тот момент наркотику экстази, действие которого сформировало это направление. Или же душевные порывы молодежи вдруг нашли ответы на свои вопросы именно в экстази? Грань размыта, а причинно-следственный круг снова замыкается.

Социологическая наука подтверждает: чрезвычайно сложно классифицировать людей по типам личности, потому что, как только группе приписываются определенные свойства, люди меняются и выходят из установленных параметров. Канадский ученый, доктор философии Кембриджского университета, Ян Хэкинг обозначает это свойство термином «эффект петли», то есть люди – постоянно изменяющийся объект исследования, потому что сами исследования влияют на них и изменяют их, а значит, они уже выходят за рамки установленной заранее группы. Это в полной мере относится и к взаимодействую культуры и наркотиков. С Яном Хэкингом согласен и доцент истории медицины Генри Коулз. По его словам, изобретение каждого нового препарата, который взаимодействует с сознанием людей, меняет самих исследуемых.

Вывод напрашивается сам собой: наркотики формируют культуру, но и сама культура, меняясь (не под влиянием наркотиков), может оставлять после себя нерешенные духовные вопросы, которые заполнят, в свою очередь, наркотики следующего поколения. В случае с теми же американскими домохозяйками, употребляющими барбитураты и ЛСД для преодоления подавленности и ощущения замкнутости домашнего мирка, можно сказать, что именно наркотики были созданы для определенного психотипа социальной группы, а не наоборот. То есть, по теории Коулза получается, что сам образ депрессивной женщины появился лишь для возможности «лечить» ее определенными препаратами.

Механизм сползания в зависимость

Рассматривая таким образом любой из аспектов культурной жизни общества 20 века, можно заметить, что наркотики и культура опять замыкаются на самих себе. Наркотики могут формировать культуру, а их производители — организовывать целые социокультурные пласты. Как, например, молодежные субкультуры, психотипы отчаявшихся домохозяек или кокаинщиков, над которыми довлеют финансовые биржи.

А следуя далее, приходим к тому, что созданная вокруг употребляющих какой-либо наркотик, культура оказывает влияние и на людей их не употребляющих, словно втягивает их в свой социокультурный вакуум. Образно говоря, как пассивных курильщиков или созависимых. То есть, наркотики и отвечают на потребности культуры и сами формируют ее.

Телевидение о наших результатах

Регулярно, прямо из телевизионной студии мы забираем зависимых и больных людей на лечение в наши клиники. Наши специалисты готовы прийти на помощь даже в самых сложных случаях. Не откладывайте лечение, сделайте первый шаг прямо сейчас.
Больше видео Получить помощь