Влияние семьи на детей

В дисфункциональных семьях дети учатся таким способам мышления, которые, которые ведут к внутреннему конфликту. Они верят в идеи, которые не имеют подтверждения в реальности и узнают, что правильно оставаться запутанным, сбитым с толку. Такие дети уверены, что не нужно добиваться правды, потому что она скрывает что-то ужасное, грозит им страшными последствиями. Эти привычки закрепляются на уровне подсознания и сопровождают человека в взрослой жизни, а у наркозависимых – стоят на пути к выздоровлению, вызывая саморазрушительное мышление.

Есть различные взгляды на причины появления наркотической зависимости: психологи, психиатры, наркологи, биологи и другие ученые выдвигают теории, имеющие большее или меньшее доверие у разных людей. Но в целом большинство из них согласно, что в семье, где прошло детство наркомана, есть большая доля причины заболевания. Родители оказывают наиболее сильное влияние на ребенка до 10 лет, когда он впитывает все, что ему говорят. Узнает через них о себе, об окружающем мире и ребенку не с чем сравнить полученные знания, нет возможности проверить. Что-то из родительских истин было правдой, но в чем-то родители ошибались и у наркозависимых эти ошибки могли быть роковыми, так как дети росли и строили свою жизнь на том, что получили от родителей.

В функциональной семье родители на собственном примере учат детей, что безопасно честно глядеть на себя и окружающий мир. Не нужно притворяться, нужно быть самим собой, честно переживать и говорить о проблемах открыто. Пользоваться преимуществами рационального мышления и чувств, уметь описать свои чувства и понять их. Этим знаниям не учат в школе, но они обучают ребенка важным навыкам, которые в будущем помогут ему решать взрослые проблемы самостоятельно, не бояться трудностей, не искать «легких» путей.

Проблемы, свойственные позднему выздоровлению

Проблема позднего выздоровления требует времени и энергии для решения. Никому не хочется копаться в прошлом, обвинять родителей, испытывать тягостные чувства. Но задача не в обвинении, а в понимании, принятии бессилия перед своим прошлым, к которому теперь присоединяется период детства. Знания о том, чем отличаются функциональные и дисфункциональные семьи поможет плотнее исследовать свое детство наркоману и не повторять ошибок своих родителей. Восстановление событий детских лет и понимание, как навыки из детства отражаются во взрослой жизни и наркозависимости, дают возможность изменить свое поведение. Перестать быть «взрослым ребенком», который продолжает слепо верить родителям. И, наконец, увидеть свои индивидуальные особенности, которые были в тени многие годы. Эта психотерапевтическая работа подготавливает наркозависимого к последнему этапу выздоровления – поддержанию.