Главный врач сети наркологических клиник «Первый шаг»

 

Повышение цен на лекарства и хаос на рынке

Я думаю, что к удорожанию лекарств и неразберихе приведут:

Введение специальной маркировки. Препараты будут маркироваться QR-кодом повышенной защищённости с информацией о производителе, партии, сроке годности. По кассе невозможно будет пробить просроченные лекарства, и любой покупатель с помощью приложения на смартфоне или 2D-сканера сможет узнать информацию о препарате, в том числе и степень его подлинности.

Уже сейчас понятно, что с 1-го января, как предписывает Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» систему маркировки не внедрят. Потому что очень много проблем с шифровальным Data-оборудованием, которое не справляется, даёт большой брак, аптеки нужно переоборудовать 2D-сканерами, установить специальные программы, зарегистрироваться в общей базе «Честный ЗНАК» через электронную подпись и кучу волокиты. Аптеки физически не успевают этого сделать.

Но в любом случае маркировку внедрят, потому что это даст возможность зарабатывать и тем, кто продаёт специальное оборудование, и различным контрольным органам.

Ограничение маркетинговых договоров между аптекой и производителем. Сейчас производитель лекарственных средств заключает договор с аптекой на продвижение своих препаратов.

Большинство людей идут в аптеку, не зная, что конкретно купят. Они советуются с фармацевтом, и тот соответственно предлагает в первую очередь те лекарства, с производителями которых заключены маркетинговые договоры, и получает процент. Помимо этого, есть ещё очень жёсткий план продаж, задача продавать акционный товар и т.д.

Представители союза «Национальная фармацевтическая палата» (НФП) заявляют, что чаще всего в аптеках люди покупают навязанные им препараты. Поэтому члены организации направили письма о необходимости ограничения маркетинговых договоров в Минздрав, Госдуму и в Минпромторг.

Гендиректор сети «Неофарм» Евгений Нифантьев считает, что цены на лекарства в таком случае вырастут на 10% или больше. Это связано с низкой рентабельностью аптек, и маркетинговые вознаграждения идут и на зарплату сотрудникам, и на налоги. Кроме того, денежные бонусы получают и дистрибьюторы, поэтому рост стоимости будет на уровне тех и других.

 

Возможность пожаловаться на фармацевта

Реформы относительно маркетинговых договоров приведут к тому, что любой человек сможет пожаловаться на то, что ему навязали какой-то препарат.

А по факту ситуация будет такой. Приходит беспомощный человек в аптеку и просит фармацевта что-то порекомендовать. Естественно, никому и в голову не приходит дойти до доктора. У нас по умолчанию сотрудники аптеки легко ставят диагноз, глядя на человека. Поэтому вначале покупатель будет просить фармацевта подобрать лекарство, а когда через какое-то время выяснится, что препарат нужного действия не оказал, будет жаловаться, что это средство ему «впарили».

 

Снижение роли врача и повышение значимости интернет-ресурсов

Люди будут активно пользоваться различными онлайн-советниками, искать информацию о лекарствах и своём заболевании в интернете. До докторов по-прежнему будут доходить упёртые единицы. Исключение – всё, что продаётся по рецепту: там уже волей-неволей придётся идти к врачу.

 

 Лозунги «Поддержим отечественного производителя»

К сожалению, уровень препаратов российского производства таков, что поддерживать его могут только очень бедные люди, которые экономят на лечении. Наши лекарства уступают по эффективности западным. А вся демагогия про отечественного производителя идёт от людей, которые сами никогда не лечатся российскими препаратами.

 

 Производство дженериков вместо собственных исследований

Собственные научные исследования будут сворачиваться в силу их дороговизны. Мы будем пользоваться дженериками эффективных иностранных препаратов, на которые вышли патенты и которые можно спокойно копировать.

Дженерики – копии оригинальных препаратов, содержащие такие же активные компоненты.

Рост конкуренции со стороны иностранных производителей

Так как сами мы ничего не будем изобретать, всё действенное и инновационное будет завозиться с Запада. Но реализация лекарств из-за рубежа будет встречать препоны и запреты.

Как в случаях, когда родителей тяжело больных детей буквально на почте арестовывали за получение импортных препаратов, запрещённых в России. Эти лекарства у нас мало того, что не производят, так ещё и упорно отказываются лицензировать, подводя несчастных родителей под статьи. Как наркобаронов.

С введением маркировки, скорее всего, начнутся проблемы с растаможкой зарубежных лекарств, что усложнит реализацию в отечественных аптеках даже разрешённых препаратов.

Вот так мы вступаем в 2020 год. Радужных перспектив по фармрынку я назвать не могу.