РАБОТАЕМ С 1996 ГОДА

8 800 550-41-03

Круглосуточно. Анонимно

Узнать стоимость Если не хочет лечиться

Отношение ислама к алкоголю и наркотикам

Показать информацию о редакторе сниппетовКликните на любом элементе предпросмотра, чтобы перейти к редактору снипета. Предварительный просмотр SEO названия:Отношение ислама к алкоголю и наркотикам – «Первый шаг»

Многие знают, что исламская религия запрещает употребление спиртного. Но редко кто может точно ответить на вопрос, почему именно и касается ли этот запрет только алкоголя или так же он относится к наркотикам. Предлагаем в этой небольшой статье рассмотреть данные вопросы более подробно.

Запрещены ли в исламе наркотики?

Ислам — одна из всех религий, которая высказывается очень категорично относительно употребления психоактивных препаратов. Если быть более точными и говорить в её терминах, то алкоголь и наркотики относятся к тому, что называется в исламе «хамр», что означает «запретное», а их употребление называется «харам», «запрещённое действие». При этом под харамом понимается употребление всех напитков и еды, от которых человек теряет разум.

Разум дан только человеку, он отличает его от животных. Разум — это великий дар Аллаха, который необходим, чтобы помнить о Всевышнем и о его законе. Когда верующий омрачает свой рассудок употреблением алкоголя или наркотиков, он, можно сказать, отвергает этот дар. Более того, в этот момент человек не может различать грех и благоприятное поведение, забывает о Боге и о Коране. Подобное недопустимо для мусульманина.

Если в Коране есть строки об алкоголе, которые можно трактовать по-разному, то это не слова самого пророка Мухаммеда. Он запрещает своим последователям не только пить алкоголь, а так же им угощать, его производить, продавать и даже прикасаться к нему.

Исторический взгляд на запрет

Ислам является самой молодой из трёх основных религий мира. Очевидно, что до прихода пророка на территориях, где позже распространился ислам, до него были свои верования, религии, традиции, в которых алкоголь не был под запретом. Кроме этого имелись чисто бытовые причины, по которым вино употреблялось для питья даже чаще, чем обычная вода. Она в тех краях была очень плохого качества, мутная, с примесями и инфекциями. Безопаснее для здоровья было выпить напиток из винограда или настойку из фиников. Если бы не одно «но».

Несмотря на то, что их крепость была небольшая, это были алкогольные напитки с содержанием спирта, который при жаре давал о себе знать в достаточно сильной степени. К тому же употребление было частым, в результате у людей возникала алкогольная зависимость. Постепенно это приобрело масштабы народного бедствия.

Поэтому, кроме объяснения ситуации с религиозной точки зрения ислама, некоторые историки говорят о том, что столь строгий запрет изречённый пророком был обусловлен и чисто практическими целями — спасти целые народы от повального алкоголизма и медленного вымирания.

Споры об алкоголе среди мусульман

Человеческую натуру не переделать, запретный плод всегда хочется вкусить. До наших дней среди мусульман вспыхивают споры о том, насколько строг запрет на алкоголь. Дело в том, что категорический запрет был сформулирован пророком, но в Коране имеются на эту тему и другие строки. В них можно увидеть скорее рекомендацию, нежели категорическое утверждение относительно употребления спиртного.

Перед человеком ставится вопрос: сможешь ли ты, употребив вино, остаться разумным, помнить и соблюдать закон? Как показывает опыт, такое случается редко.

Это не мешает периодическому возникновению богословских споров на данную тему. Так, например, Юсуф аль-Карадави в 2008 году выпустил фетву, где говорилось, что мусульманин может пить алкоголь, в котором содержание спирта не превышает 0,5%, потому что такие напитки не дают эффекта опьянения, то есть человек остаётся разумным, не нарушает догмы вероучения.

Запрет вина — закон, считающийся с тем,

Где пьёшь вино и много ли, и с кем,

Когда соблюдены все эти оговорки,

Пить признак мудрости, а не порок совсем.

Стихи известного Омара Хайяма говорят нам о том же. Однако многие богословы не поддержали своего коллегу, со своей стороны заявляя, что в любом случае рано или поздно у человека формируется зависимость, и употребление становится неконтролируемым, чрезмерным, то есть харамом.

Как вводился сухой закон в исламе

Как мы уже отметили, сухой закон на территории исламских государств был официально введён пророком Мухаммедом, в том смысле, что он принял объективные конкретные формы: правила, меры пресечения и наказания. Так слово Корана постепенно воплотилось в реальной жизни мусульман. Причём произошло это действительно не сразу, сухой закон вводился в несколько этапов.

Сначала пророк и его последователи начали на проповедях особое внимание уделять это вопросу, объясняя в чём состоит вред употребления спиртного. Вред физический, для разума, а следовательно, и для души. Потому что, совершив под влиянием хамра греховное действие, можно лишиться вечного блаженства. Однако, пока ещё говорилось, что иногда в небольших количествах пить алкоголь, например, вино — можно.

Спасите своего близкого прямо сейчас!

Следующим шагом был запрет на совершение намаза, молитвы, в состоянии опьянения. Этот запрет обосновали случаем, когда правоверные, проводя намаз в пьяном виде, перепутали слова, из-за этого изменился смысл молитвенного обращения, что недопустимо. Это ограничение уже делало распитие спиртного мусульманином практически невозможным, потому что намаз совершается пять раз ежедневно, то есть для того, чтобы пить у правоверного фактически нет времени.

На третьем этапе был введён окончательный и очень жёсткий запрет на употребление спиртного любого вида. Мусульманам было запрещено пить, угощать, производить, продавать алкоголь, прикасаться к нему. Так сухой закон пророка Мухаммеда обрёл свою полную силу. Купцов, которые пытались ввезти вино в исламские поселения, останавливали, отбирали у них бурдюки с вином, вспарывали их и выливали вино на землю.

Как наказывают мусульман за пьянство?

В первые века распространения ислама пьющих наказывали строго. Трудно оценить степень достоверности этих фактов, потому что в Коране нет прямого указания на то, что пьющих алкоголь нужно лишать жизни. Однако, есть письменные свидетельства о том, что в былые времена выпивох предупреждали 2—3 раза, наказывая плетью, а затем, если человек не исправлялся, его казнили.

В наши дни мусульманин, который пренебрёг запретом на распитие спиртного, тоже подвергается наказанию. Он не имеет права совершать намаз сорок дней. Считается, что именно столько времени его покаяние не принимается Всевышним. Для правоверного ежедневная молитва имеет большое значение, такое ограничение становится серьёзным наказанием.

Пять причин отказа от спиртного у мусульман

Если не вдаваться в тонкости богословия, то можно обозначить понятные каждому причины, по которым человек, исповедующий веру в Аллаха, не пьёт спиртное:

  • Будучи пьяным, нельзя совершать намаз (молитву). Мусульмане возносят молитвы ежедневно пять раз в день.
  • Пророк Мухаммед сказал, что не будет пользы от запретного (хамра). Последователи ислама не желают приобретать болезненную привязанность к спиртному, которую оно неизбежно вызывает.
  • Алкоголь затуманивает разум. Человек становится не способен различать праведное поведение и греховное, уподобляется животному. Так он отвергает великий дар Аллаха.
  • Напившись, правоверный может забыть о Всевышнем и о Коране, что недопустимо.
  • Распитие спиртного взрослыми подаёт дурной пример детям. Ислам придаёт большое значение заботе о нравственном и духовном воспитании подрастающего поколения.

Но люди есть люди, и среди мусульман так же существуют те, кто имеет химические зависимости. Однако, было бы неверно говорить, что их много. В исламских странах и регионах зависимых значительно меньше, чем среди последователей других религий и атеистов.

Лечение алкоголизма и наркомании у мусульман

Там, где есть болезнь, требуется и её лечение. Мусульмане так же используют современные и цивилизованные методы лечения и реабилитации наркологических больных, несмотря на крайне радикальные высказывания некоторых представителей правоверных. В регионах России, где местное население придерживается исламского вероисповедания, таких как Дагестан, Казахстан, Башкортостан, тоже есть необходимость в лечении наркомании и алкоголизма. Внук президента Казахстана не так давно признался, что он страдал наркозависимостью. Президент Чечни Рамзан Кадыров сам лично отчитывает чеченцев, которые приезжают в Пятигорск закупаться Лирикой, аптечным наркотиком.

Это означает, что вопрос организации лечения и реабилитации зависимых в этих регионах необходимо решать. Поэтому здесь открываются специализированные клиники, реабилитационные центры. В целом, для мусульманина является богоугодным делом предотвратить развитие зависимости и оказать помощь в избавлении от неё, если она возникла.

Особенности мусульманских РЦ

Мусульмане убеждены, что если зависимый сможет почувствовать истинный дух ислама, узнает основы веры, будет обучен правильной религиозной жизни, то он больше никогда не вернётся к хамру, не станет употреблять алкоголь или наркотики. В исламе содержится огромный духовно-нравственный потенциал, который является отличной профилактикой от химических зависимостей для правоверных, а так же может быть очень полезен во время реабилитационно-восстановительного периода.

Мусульмане больше склонны к духовно-ориентированным программа реабилитации. Это не исключает комплексный подход к заболеванию. Программа лечения учитывает, что наркологическая зависимость — это сложное заболевание, затрагивающее физическую, эмоциональную, социальную и духовную сферы жизни человека. Реабилитация позволяет совместить духовные сокровища ислама и современные достижения  психотерапии в процессе излечения.

Подготовительный этап

Начинается программа с этапа медикаментозного лечения в специализированной клинике, что обусловлено особенностью болезни. Больному требуется детоксикация организма, потому что шлаки наркотика накапливались в тканях и органах на протяжении всего стажа употребления. Если есть необходимость, то больного выводят из запоя. Зависимый проходит стадию абстиненции под контролем врача.

Если у человека на этапе детоксикации проявились сопутствующие болезни, терапевт назначает их лечение. В этот период с пациентом работает целая команда врачей: психиатр-нарколог, терапевт, психолог. Итогом этого периода является химическая чистота, избавление от абстиненции и от физической зависимости от наркотика.

Реабилитация наркозависимых и алкозависимых по исламу

Реабилитационный период является длительным: от одного до нескольких месяцев. Самая первая задача, которая стоит перед реабилитантом и психологом — найти и нейтрализовать программы психики, врождённые или приобретённые, ставшие когда-то причиной возникновения болезни. Алкоголь и наркотики часто являются тем, что помогает человеку забыться от неудач. Они же они могут придавать ему качества, которые позволяют поддерживать общение, а именно: расслабленность, общительность, словоохотливость.

Чтобы у зависимого больше не было внутренних психологических причин прибегать к помощи ПАВ, необходимо найти и устранить все страхи, комплексы, вредные ментальные привычки, которые мешают человеку выстраивать и поддерживать гармоничные отношения с окружающими: дружеские, близкие, рабочие. Это и происходит под контролем психолога, в процессе работы им применяются различные методы психотерапии.

Когда психика очищена от вредного содержимого, то человек готов принять новые ценности, правила, приоритеты жизни. Именно в этот момент вступает в силу духовно-ориентированная программа, если реабилитационный центр работает по ней. Реабилитация у мусульман будет иметь свои особенности.

Реабилитанты обучаются основам исламской веры, к этому привлекаются представители духовенства, либо обычные правоверные, хорошо наученные вере и ведущие активную религиозную жизнь. Как мы отмечали выше, человеку важно почувствовать правильный дух этой религии. В центре проводится изучение Корана, обучение различным ритуалам ислама и так далее. Восстановление личности в этом случае базируется на нравственных и духовных принципах Корана. Хотя это не очень корректная формулировка, но с помощью ислама можно бросить алкоголь и наркотики.

Затем начинается последний этап — ресоциализация. Возвращение бывшего зависимого в социум. Если речь идёт о духовно-ориентированной мусульманской программе, то данный этап можно рассматривать как возвращение, вхождение в исламскую общину. В таком случае сама община оказывает излечившемуся моральную и духовную поддержку, помощь в бытовых вопросах.

Даже проходя программу, где восстановление личности базируется на принципах веры, не стоит забывать, что заболевание является не только духовной проблемой и требует помощи врачей. Поэтому на этапе ресоциализации хорошо, если члены семьи зависимого общаются с психологом, посещают группы для созависимых. Это поможет более успешному завершению излечения от зависимости.

Поделиться:

Получить помощь прямо сейчас!

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Перезвоним за 15 минут!
[contact-form-7 404 "Not Found"]